Неточные совпадения
— Да моя теория та: война, с одной стороны, есть такое животное, жестокое и ужасное дело, что ни один человек,
не говорю уже христианин,
не может лично взять на
свою ответственность начало войны, а может только правительство, которое призвано к этому и приводится к войне неизбежно. С другой стороны, и
по науке и
по здравому смыслу, в государственных делах, в особенности в деле воины, граждане отрекаются от
своей личной
воли.
— Да, но если б он
не по воле матери, а просто, сам?… — говорила Кити, чувствуя, что она выдала
свою тайну и что лицо её, горящее румянцем стыда, уже изобличило её.
По своей воле не хочу ничего делать.
— Я ж
не говорю, чтобы его кто принудил. Разве пан
не знает, что он
по своей воле перешел к ним?
Разница та, что вместо насильной
воли, соединившей их в школе, они сами собою кинули отцов и матерей и бежали из родительских домов; что здесь были те, у которых уже моталась около шеи веревка и которые вместо бледной смерти увидели жизнь — и жизнь во всем разгуле; что здесь были те, которые,
по благородному обычаю,
не могли удержать в кармане
своем копейки; что здесь были те, которые дотоле червонец считали богатством, у которых,
по милости арендаторов-жидов, карманы можно было выворотить без всякого опасения что-нибудь выронить.
Долго еще оставшиеся товарищи махали им издали руками, хотя
не было ничего видно. А когда сошли и воротились
по своим местам, когда увидели при высветивших ясно звездах, что половины телег уже
не было на месте, что многих, многих нет, невесело стало у всякого на сердце, и все задумались против
воли, утупивши в землю гульливые
свои головы.
Это было то место Днепра, где он, дотоле спертый порогами, брал наконец
свое и шумел, как море, разлившись
по воле; где брошенные в средину его острова вытесняли его еще далее из берегов и волны его стлались широко
по земле,
не встречая ни утесов, ни возвышений.
— Ох уж эти брюзгливые! Принципы!.. и весь-то ты на принципах, как на пружинах; повернуться
по своей воле не смеет; а по-моему, хорош человек, — вот и принцип, и знать я ничего
не хочу. Заметов человек чудеснейший.
Борис. Нельзя мне, Катя.
Не по своей я
воле еду: дядя посылает, уж и лошади готовы; я только отпросился у дяди на минуточку, хотел хоть с местом-то тем проститься, где мы с тобой виделись.
Его
не слушали. Рассеянные
по комнате люди, выходя из сумрака, из углов, постепенно и как бы против
воли своей, сдвигались к столу. Бритоголовый встал на ноги и оказался длинным, плоским и
по фигуре похожим на Дьякона. Теперь Самгин видел его лицо, — лицо человека, как бы только что переболевшего какой-то тяжелой, иссушающей болезнью, собранное из мелких костей, обтянутое старчески желтой кожей; в темных глазницах сверкали маленькие, узкие глаза.
«Сейчас увижу этого, Якова… Я участвую в революции
по своей воле, свободно, без надежды что-то выиграть, а
не как политик. Я знаю, что времена Гедеона — прошли и триста воинов
не сокрушат Иерихон капитализма».
«Увяз, любезный друг,
по уши увяз, — думал Обломов, провожая его глазами. — И слеп, и глух, и нем для всего остального в мире. А выйдет в люди, будет со временем ворочать делами и чинов нахватает… У нас это называется тоже карьерой! А как мало тут человека-то нужно: ума его,
воли, чувства — зачем это? Роскошь! И проживет
свой век, и
не пошевелится в нем многое, многое… А между тем работает с двенадцати до пяти в канцелярии, с восьми до двенадцати дома — несчастный!»
Не полюбила она его страстью, — то есть физически: это зависит
не от сознания,
не от
воли, а от какого-то нерва (должно быть, самого глупого, думал Райский, отправляющего какую-то низкую функцию, между прочим влюблять), и
не как друга только любила она его, хотя и называла другом, но никаких последствий от дружбы его для себя
не ждала, отвергая,
по своей теории, всякую корыстную дружбу, а полюбила только как «человека» и так выразила Райскому
свое влечение к Тушину и в первом свидании с ним, то есть как к «человеку» вообще.
Что же было еще дальше, впереди: кто она, что она? Лукавая кокетка, тонкая актриса или глубокая и тонкая женская натура, одна из тех, которые,
по воле своей, играют жизнью человека, топчут ее, заставляя влачить жалкое существование, или дают уже такое счастье, лучше, жарче, живее какого
не дается человеку.
Будь только у меня могущество, рассуждал я, мне и
не понадобится оно вовсе; уверяю, что сам,
по своей воле, займу везде последнее место.
— Ба! какой у вас бодрый вид. Скажите, вы
не знали ничего о некотором письме, сохранявшемся у Крафта и доставшемся вчера Версилову, именно нечто
по поводу выигранного им наследства? В письме этом завещатель разъясняет
волю свою в смысле, обратном вчерашнему решению суда. Письмо еще давно писано. Одним словом, я
не знаю, что именно в точности, но
не знаете ли чего-нибудь вы?
— Ты говорил это себе много раз, когда оставался один в эти страшные два месяца, — по-прежнему тихо и раздельно продолжал Алеша. Но говорил он уже как бы вне себя, как бы
не своею волей, повинуясь какому-то непреодолимому велению. — Ты обвинял себя и признавался себе, что убийца никто как ты. Но убил
не ты, ты ошибаешься,
не ты убийца, слышишь меня,
не ты! Меня Бог послал тебе это сказать.
Гнусный омут, в котором он завяз сам
своей волей, слишком тяготил его, и он, как и очень многие в таких случаях, всего более верил в перемену места: только бы
не эти люди, только бы
не эти обстоятельства, только бы улететь из этого проклятого места и — все возродится, пойдет по-новому!
«
Не годится, показавши
волю, оставлять человека в неволе», и после этого думал два часа: полтора часа
по дороге от Семеновского моста на Выборгскую и полчаса на
своей кушетке; первую четверть часа думал,
не нахмуривая лба, остальные час и три четверти думал, нахмуривая лоб,
по прошествии же двух часов ударил себя
по лбу и, сказавши «хуже гоголевского почтмейстера, телятина!», — посмотрел на часы.
И думается это полчаса, а через полчаса эти четыре маленькие слова, эти пять маленьких слов уже начинают переделывать
по своей воле даже прежние слова, самые главные прежние слова: и из двух самых главных слов «я поеду» вырастают три слова: уж вовсе
не такие, хоть и те же самые: «поеду ли я?» — вот как растут и превращаются слова!
Старик, о котором идет речь, был существо простое, доброе и преданное за всякую ласку, которых, вероятно, ему
не много доставалось в жизни. Он делал кампанию 1812 года, грудь его была покрыта медалями, срок
свой он выслужил и остался
по доброй
воле,
не зная, куда деться.
— Пришла прощенья у тебя выпросить. Хоть и
не своей волей я за тебя замуж иду, а все-таки кабы
не грех мой, ты бы
по своей воле невесту за себя взял, на людей смотреть
не стыдился бы.
Старик Рыхлинский
по — прежнему выходил к завтраку и обеду,
по — прежнему спрашивал: «Qui a la règle»,
по — прежнему чинил суд и расправу. Его жена также степенно вела обширное хозяйство, Марыня занималась с нами,
не давая больше
воли своим чувствам, и вся семья гордо несла
свое горе, ожидая новых ударов судьбы.
Все это,
по — видимому, нимало
не действовало на Дешерта. Это была цельная крепостническая натура,
не признававшая ничего, кроме себя и
своей воли… Города он
не любил: здесь он чувствовал какие-то границы, которые вызывали в нем постоянное глухое кипение, готовое ежеминутно прорваться… И это-то было особенно неприятно и даже страшно хозяевам.
Галактион действительно целую зиму провел в поездках
по трем уездам и являлся в Заполье только для заседаний в правлении
своего банка. Он начинал увлекаться грандиозностью предстоявшей борьбы и работал, как
вол. Домой он приезжал редким гостем и даже как-то
не удивился, когда застал у себя Харитину, которая только что переехала к нему жить.
Другой раз я насыпал в ящик его стола нюхательного табаку; он так расчихался, что ушел из класса, прислав вместо себя зятя
своего, офицера, который заставил весь класс петь «Боже царя храни» и «Ах ты,
воля, моя
воля». Тех, кто пел неверно, он щелкал линейкой
по головам, как-то особенно звучно и смешно, но
не больно.
Вот как выражает Белинский
свою социальную утопию,
свою новую веру: «И настанет время, — я горячо верю этому, настанет время, когда никого
не будут жечь, никому
не будут рубить головы, когда преступник, как милости и спасения, будет молить себе конца, и
не будет ему казни, но жизнь останется ему в казнь, как теперь смерть; когда
не будет бессмысленных форм и обрядов,
не будет договоров и условий на чувства,
не будет долга и обязанностей, и
воля будет уступать
не воле, а одной любви; когда
не будет мужей и жен, а будут любовники и любовницы, и когда любовница придет к любовнику и скажет: „я люблю другого“, любовник ответит: „я
не могу быть счастлив без тебя, я буду страдать всю жизнь, но ступай к тому, кого ты любишь“, и
не примет ее жертвы, если
по великодушию она захочет остаться с ним, но, подобно Богу, скажет ей: хочу милости, а
не жертв…
Подпольный человек восклицает: «Ведь я, например, нисколько
не удивлюсь, если вдруг ни с того ни с сего, среди всеобщего будущего благоразумия возникнет какой-нибудь джентльмен, с неблагородной или, лучше сказать, с ретроградной и насмешливой физиономией, упрет руки в бок и скажет нам всем: а что, господа,
не столкнуть ли нам все это благоразумие с одного раза ногой, прахом, единственно с той целью, чтобы все эти логарифмы отправились к черту и нам опять
по своей глупой
воле пожить!» У самого Достоевского была двойственность.
Вообще, продукты
своего хозяйства поселенец продает очень охотно, даже в ущерб
своему здоровью, так как,
по его соображениям, деньги ему нужнее здоровья:
не скопивши денег,
не уедешь на материк, а наесться досыта и поправить здоровье можно будет со временем, на
воле.
— Если вы до сего времени
не ведали, то ведайте, что в рекруты продавать людей запрещается; что крестьяне людей покупать
не могут; что вам от барина дана отпускная и что вас покупщики ваши хотят приписать в
свою волость будто
по вашей
воле.
Таковым урядникам производилася также приличная и соразмерная их состоянию одежда. Обувь для зимы, то есть лапти, делали они сами; онучи получали от господина
своего; а летом ходили босы. Следственно, у таковых узников
не было ни коровы, ни лошади, ни овцы, ни барана. Дозволение держать их господин у них
не отымал, но способы к тому. Кто был позажиточнее, кто был умереннее в пище, тот держал несколько птиц, которых господин иногда бирал себе, платя за них цену
по своей воле.
Конечно, вольному
воля: недавно еще один критик пытался доказать, что основная идея комедии «
Не в
свои сани
не садись» состоит в том, что безнравственно купчихе лезти замуж за дворянина, а гораздо благонравнее выйти за ровню,
по приказу родительскому.
— Да что дома? Дома всё состоит в моей
воле, только отец,
по обыкновению, дурачится, но ведь это совершенный безобразник сделался; я с ним уж и
не говорю, но, однако ж, в тисках держу, и, право, если бы
не мать, так указал бы дверь. Мать всё, конечно, плачет; сестра злится, а я им прямо сказал, наконец, что я господин
своей судьбы и в доме желаю, чтобы меня… слушались. Сестре
по крайней мере всё это отчеканил, при матери.
Они жили недалеко, в маленьком домике; маленькие дети, брат и сестра Ипполита, были
по крайней мере тем рады даче, что спасались от больного в сад; бедная же капитанша оставалась во всей его
воле и вполне его жертвой; князь должен был их делить и мирить ежедневно, и больной продолжал называть его
своею «нянькой», в то же время как бы
не смея и
не презирать его за его роль примирителя.
— Пора мне и
свой угол завести, — продолжал Яша. — Вот
по весне выйдет на
волю Кедровская дача, так надо
не упустить случая… Все кинутся туда, ну и мы сговорились.
А и как мне быть, коли дочери мои, хорошие и пригожие,
по своей воле не похочут ехать к тебе?
Возговорит купцу зверь лесной, чудо морское: «
Не хочу я невольницы: пусть приедет твоя дочь сюда
по любви к тебе,
своей волею и хотением; а коли дочери твои
не поедут
по своей воле и хотению, то сам приезжай, и велю я казнить тебя смертью лютою.
Добрый мой отец, обливаясь слезами, всех поднимал и обнимал, а
своей матери, идущей к нему навстречу, сам поклонился в ноги и потом, целуя ее руки, уверял, что никогда из ее
воли не выйдет и что все будет идти по-прежнему.
Лет 12 тому назад он вышел в отставку
не совсем
по своей воле и купил именьице промотавшегося юноши-помещика.
Но так как никто об этом меня
не спрашивает, то я ограничиваюсь тем, что озираюсь
по сторонам и шепчу: твори, господи,
волю свою!
«Загадочная смерть. Вчера вечером, около семи часов, покончил жизнь самоубийством чиновник контрольной палаты Г. С. Желтков. Судя
по данным следствия, смерть покойного произошла
по причине растраты казенных денег. Так,
по крайней мере, самоубийца упоминает в
своем письме. Ввиду того что показаниями свидетелей установлена в этом акте его личная
воля, решено
не отправлять труп в анатомический театр».
— Жизнь людей, нравственно связанных между собою, похожа на концентрические круги, у которых один центр, и вот в известный момент два лица помещались в самом центре материального и психического сближения; потом они переходят каждый
по своему отдельному радиусу в один, в другой концентрик: таким образом все удаляются друг от друга; но связь существенная у них, заметьте,
не прервана: они могут еще сообщаться посредством радиусов и, взаимно действуя, даже умерщвлять один другого, и
не выстрелом в портрет, а скорей глубоким помыслом, могущественным движением
воли в желаемом направлении.
— Такова
воля провидения, которое невидимо утучняет меня, дабы хотя отчасти вознаградить за претерпеваемые страдания. Ибо, спрашиваю я вас
по совести, какое может быть страдание горше этого: жить в постоянном соприкосновении с гласною кассою ссуд и в то же время получать
не более двадцати пяти рублей в месяц, уплачивая из них же около двадцати на
свое иждивение?
Православные покоились в
своих опочивальнях, и
не было никого, кто бы гневил бога, гуляя
по улицам, ибо бог и человеку, и всякой твари велел покоиться в полуденную пору; а грешно идти против
воли божией, разве уж принудит неотложное дело.
— А ежели при этом еще так поступать, как другие… вот как соседушка мой, господин Анпетов, например, или другой соседушка, господин Утробин… так и до греха недалеко. Вон у господина Утробина: никак, с шесть человек этой пакости во дворе копается… А я этого
не хочу. Я говорю так: коли Бог у меня моего ангела-хранителя отнял — стало быть, так его святой
воле угодно, чтоб я вдовцом был. А ежели я,
по милости Божьей, вдовец, то, стало быть, должен вдоветь честно и ложе
свое нескверно содержать. Так ли, батя?
Они как будто и родились с тем условием, чтоб ничего
не начинать самим и только прислуживать, жить
не своей волей, плясать
по чужой дудке; их назначение — исполнять одно чужое.
— Думаешь — это я
по своей воле и охоте навалился на тебя? Я —
не дурак, я ведь знал, что ты меня побьешь, я человек слабый, пьющий. Это мне хозяин велел: «Дай, говорит, ему выволочку да постарайся, чтобы он у себя в лавке побольше напортил во время драки, все-таки — убыток им!» А сам я —
не стал бы, вон ты как мне рожу-то изукрасил…
Не будь этих людей, готовых
по воле начальства истязать и убивать всякого, кого велят,
не могло бы никогда прийти в голову помещику отнять у мужиков лес, ими выращенный, и чиновникам считать законным получение
своих жалований, собираемых с голодного народа за то, что они угнетают его,
не говоря уже о том, чтобы казнить, или запирать, или изгонять людей за то, что они опровергают ложь и проповедуют истину.
«Говорят: «мы передаем
свои поступки
воле других людей, и наши поступки
не могут быть ни дурными, ни хорошими; в наших поступках
не может быть ни заслуги за доброе, ни ответственности за злое, так как они совершаются
не по нашей
воле».
Теперь прибавилась еще забота о мире. Правительства прямо цари, которые разъезжают теперь с министрами, решая
по одной
своей воле вопросы о том: в нынешнем или будущем году начать убийство миллионов; цари эти очень хорошо знают, что разговоры о мире
не помешают им, когда им вздумается, послать миллионы на бойню. Цари даже с удовольствием слушают эти разговоры, поощряют их и участвуют в них.